Выпуск #9. Визуализация данных
Опубликовано 19.10.2023Технические коммуникаторы - это не только техписатели, как многие привыкли считать, это достаточно широкий диапазон профессий. Среди этих профессий присутствуют также специалисты по визуализации данных. В сегодняшнем выпуске рассмотрим визуализацию данных, как вид техкоммуникации.
Полезные ссылки
Книга:
«Information Dashboard Design: The Effective Visual Communication of Data» Stephen Few
Слушайте подкаст на любимых платформах
Поделитесь подкастом с друзьями и коллегами
Расшифровка выпуска
00:00 - 01:16 Приветствие
Добро пожаловать в подкаст технического коммуникатора Техкомпод!
Меня зовут Владимир Юсупов. Я - технический коммуникатор и, по совместительству, ведущий данного подкаста.
На календаре 19 октября 2023 года.
Выпуск номер девять.
Как я ранее уже говорил, что по основному профилю своей профессиональной деятельности являюсь BI-консультантом. Мои основные задачи - разработка хранилищ данных, аналитика данных и визуализация данных.
Вот как раз о последней задаче я и хочу сегодня поговорить, так как она более явно, на мой взгляд, соприкасается с технической коммуникацией, в отличии от других моих задач.
Визуализация данных. Что это такое и зачем она нужна, а также что такое дашборды и их классификация.
Сделайте выпуски подкаста интереснее для себя
Ответьте всего на три простых вопроса и уделите одну минуту вашего времени.
01:17 - 02:37 Визуализация данных
Итак, визуализация данных - это графическое представление информации и данных с помощью графиков, диаграмм, таблиц и других элементов. Визуализация помогает отобрать нужную информацию, лучше понять данные и, в конечном счете, на основе анализа полученных сведений сделать верное управленческое решение.
Казалось бы, что сложного может быть в визуализации данных. Знай себе, добавляй яркие и стильные графики и диаграммы и заказчик обрадуется. Но разумеется, это совсем не так. Хотя в моей практике подобное случалось, когда требовалось что-то вроде “поярче да покрасивее”. Но это скорее исключение.
Эффективная визуализация данных - это всегда баланс между оформлением и функциональностью. Иногда простой и невзрачный график может рассказать гораздо больше и быть более полезным, чем яркая интерактивная диаграмма.
Визуализация данных - это коммуникация между руководителями или аналитиками организаций на различных уровнях и массивом данных, который сформирован в ходе реализации бизнес-процессов в этих организациях.
02:38 - 03:24 Дашборды
Одним из основных инструментов визуализации является дашборд или интерактивная панель. Термин интерактивная панель применяется не очень часто, чаще всего всё-таки используется именно дашборд.
Дашборд - это визуальное представление наиболее важной информации, которая необходима для достижения определенных бизнес-задач. При этом эта самая информация, как правило, скомпонована на одном экране для более эффективного контроля. Дашборды помогают трансформировать огромные наборы данных в легко воспринимаемый и удобочитаемый вид для принятия соответствующих решений.
03:25 - 04:07 Книга Стивена Фью
Кстати, существует не так много хороших книг по проектированию и разработке дашбордов. Но тем не менее они есть. Одна из них Information Dashboard Design: The Effective Visual Communication of Data, написанная Стивеном Фью - экспертом в области визуализации данных. К сожалению, на русский язык эта книга не переведена, если я не ошибаюсь. Книга очень полезная для всех специалистов в области визуализации данных. Содержит много интересного материала. Но в рамках данного выпуска я хотел бы коснуться только небольшой ее части, а именно классификации дашбордов.
04:08 - 04:59 Классификация дашбордов по Стивену Фью
Так вот Стивен Фью предлагает следующую классификацию дашбордов по:
- ролям пользователей,
- типу данных,
- области (или сфере) данных,
- типу измерений,
- области применения данных,
- частоте обновления данных и т.д.
Но я хочу заострить внимание только на классификации по типам ролей пользователей. На мой взгляд, это основа для дальнейшей работы по проектированию и разработке дашбордов. Исходя из понимания того, кто является конечным пользователем продукта и цели его использования, все остальные принципы разделения определяются сами собой.
По ролям пользователей Стивен Фью предлагает разделение дашбордов на три вида:
- стратегические,
- аналитические,
- оперативные.
05:00 - 06:24 Стратегические дашборды
Дашборды для стратегических целей, или как их еще называют “панели руководителя” являются наиболее распространенными по типам ролей пользователей.
С помощью этих дашбордов можно получить быстрый обзор состояния каких-то бизнес-процессов или общего состояния предприятия или организации для принятия определенных управленческих решений. Фокус здесь находится на высокоуровневых показателях бизнеса. Как правило, это ключевые показатели эффективности (КПЭ/KPI). Также может быть добавлен какой-то прогноз на будущее.
Так как стратегические дашборды используются все-таки для выработки решений по достижению долгосрочных задач, то здесь не требуется анализ данных в реальном времени. В качестве набора данных чаще всего выступают ежемесячные, еженедельные или, значительно реже, ежедневные слепки.
Стоит также отметить, что в стратегических дашбордах практически отсутствует интерактивность. Чаще всего это статичные панели, которые можно распечатать и получить с распечатанных копий всю необходимую информацию для выработки решений.
06:25 - 07:16 Аналитические дашборды
Для проектирования аналитических дашбордов, в свою очередь, применяется иной подход.
При этом также, как и стратегические, аналитические панели строятся на статичных слепках, а не на данных в режиме реального времени.
Но здесь уже появляется некое взаимодействие с данными, или иначе интерактивность, то есть мгновенное перерисовывание элементов дашбордов в зависимости от применяемых фильтров или запроса какой-то детальной информации, которая позволяет провести подробный анализ и разобраться в причинах ситуации.
Например, здесь уже недостаточно просто информации о снижении уровня продаж или увеличении времени простоя оборудования. Необходимо глубже разобраться в проблеме и получить более детальные данные.
07:17 - 08:00 Оперативные дашборды
Дашборды для оперативных задач кардинально отличаются от первых двух видов.
Для оперативных дашбордов характерны, исходя из названия, оперативность и динамичность детальных данных. Пользователь всегда должен быть осведомлен о каких-то событиях, которые постоянно меняются и могут потребовать от него ответных действий, при том достаточно быстрых.
Например, если трафик на веб-сайт резко сократился вдвое обычного уровня, то пользователь оперативного дашборда должен быть сразу же проинформирован об этом для принятия дальнейших решений.
Всё это накладывает определенные требования в проектировании подобных дашбордов.
08:01 - 09:04 Заключение
Таким образом, мы рассмотрели базовую классификацию дашбордов по типу ролей пользователей (стратегические, аналитические, оперативные), которая является отправной точкой в процессе создания эффективных дашбордов.
Спасибо, что прослушали этот выпуск от начала до конца. Если у Вас возникли вопросы, замечания или предложения, пишите мне. Заходите на мой сайт techwritex.ru. Там я периодически пишу заметки по техписьму и коммуникациям. И конечно же подписывайтесь на подкаст.
На этом у меня всё. До встречи!
С Вами был Владимир Юсупов. Подкаст технического коммуникатора Техкомпод.
Пока!