Выпуск #10. Обзор Diataxis (системный подход к созданию технической документации)

Опубликовано 26.10.2023

Diátaxis - подход структурирования и организации технической документации, который значительно упрощает работу с документацией как её разработчикам, так и читателям (пользователям). В сегодняшнем выпуске представлен краткий обзор данного подхода.

Полезные ссылки

diataxis.fr

Daniele Procida

Запись вебинара “Introducing the Diátaxis Approach to Technical Documentation”


Слушайте подкаст на любимых платформах

Техкомпод на Apple Podcasts Техкомпод на Яндекс Музыке

Поделитесь подкастом с друзьями и коллегами



Расшифровка выпуска

00:00 - 01:56 Приветствие

Добро пожаловать в подкаст технического коммуникатора Техкомпод!

Меня зовут Владимир Юсупов. Я - технический коммуникатор и, по совместительству, ведущий данного подкаста.

На календаре 26 октября 2023 года.

Выпуск номер деcять. Сегодня у нас небольшой юбилей. Очень радует, что аудитория подкаста постепенно растет. Пусть и маленькими шагами, но тем не менее увеличивается. Это конечно очень приятно. И придает силы для продолжения работы над подкастом.

Напомню, что одна из основных тем подкаста - это разработка технической документации. Вчера принял участие в вебинаре Даниэле Просида (Daniele Procida) - создателя Diátaxis - подхода к организации технической документации.

По свежим следам хочу сегодня поделиться своими мыслями и пониманием данной концепции, также с той целью, чтобы самому глубже разобраться в ней. Конечно же гораздо лучше всегда получать информацию из первоисточника, поэтому ссылку на запись вебинара я добавлю в описание к этому выпуску. Вебинар бесплатный, поэтому посмотрите, послушайте. Даниэле достаточно интересно рассказывает о своем детище.

А пока послушайте мою вольную интерпретацию Diátaxis.

Сделайте выпуски подкаста интереснее для себя

Ответьте всего на три простых вопроса и уделите одну минуту вашего времени.

01:57 - 02:54 Концепция Diátaxis

Как я ранее уже сказал, Diátaxis - подход или концепция структурирования и организации технической документации. Данный подход становится всё более популярным среди техписателей, инженеров. Словом, всех тех, кто по долгу службы сталкивается с разработкой документации.

Концепция строится на потребности пользователя в определённой информации о продукте в определённый момент времени. В своих заметках я уже неоднократно отмечал, что почти никто и никогда не читает документацию полностью. Как правило, из документации берется только какая-то часть информации, которая требуется для решения конкретной задачи прямо сейчас. Появится новая задача, начнется новый поиск и изучение информации опять же по этой конкретной задаче. И так далее.

02:55 - 03:52 Обзор типов документации в Diátaxis

Так вот, исходя из потребностей пользователей, Даниэле в своей концепции предлагает разделение документации по четырем типам:

  • Туториалы (tutorials) или обучающие материалы для описания пошаговых практических действий, в ходе выполнения которых происходит знакомство с продуктом.
  • Руководства (how-to guides) или пошаговые инструкции, которые ориентированы на решение конкретных задач при работе с продуктом.
  • Справочники (references), которые используются для краткого и упорядоченного описания компонентов продукта.
  • Объяснение (explanation) - это верхнеуровневая информация, которая дает общее представление о продукте в целом.

03:53 - 05:10 Взаимосвязь типов документации в Diátaxis

Кстати, интересна также взаимосвязь этих четырех типов.

Например, объяснения и туториалы используются для фундаментальных, (скажем так) исследовательских целей, когда необходимо получить общие сведения о продукте, не вдаваясь в детали. В свою очередь, руководства и справочники содержат прикладную информацию, которая используется непосредственно для выполнения рабочих задач.

При этом объяснения и справочники являются теоретической составляющей Diátaxis и не содержат никаких практических указаний, в отличие от туториалов и руководств, которые относятся к практической составляющей концепции Diátaxis.

Визуально разделение на типы технической документации и взаимосвязи между ними достаточно хорошо и понятно представлены в виде четырёх квадрантов плоскости. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому (опять же) рекомендую посмотреть вебинар или посетить сайт Diátaxis. Ссылки в описании.

05:11 - 06:12 Туториалы

Теперь немного подробнее о каждом из озвученных типов.

Начнем с туториалов.

Напомню, что это обучающие материалы для описания пошаговых практических действий, в ходе выполнения которых происходит знакомство с продуктом. Основная задача обучающих материалов (туториалов) - через успешное выполнение практических действий показать будущему пользователю, что он может достаточно успешно работать (или точнее, взаимодействовать) с продуктом.

Другими словами, туториалы направлены на получение начальных практических навыков для дальнейшего использования продукта. Это если смотреть на туториалы с позиции человека, обучающегося. Для продукта же, туториалы являются своего рода конвертерами, которые преобразуют обучающихся в пользователей этого продукта.

06:13 - 07:08 Руководства

Далее идут руководства или как мы часто их называем “хаутушки”.

Также напомню, что сюда можно отнести различные пошаговые инструкции, которые ориентированы на решение конкретных прикладных задач при работе с продуктом.

Стоит отметить, что различные руководства нужны не только для того, чтобы помочь пользователям выполнить те или иные действия. Внушительный список “хаутушек” в документации помогает составить представление о возможностях продукта. Как правило, хорошо написанные руководства становятся самыми читаемыми или популярными разделами документации.

07:09 - 08:04 Справочники

Справочники используются для одной единственной цели - краткого и упорядоченного описания компонентов продукта. В отличие от туториалов и “хаутушек”, которые отталкиваются от потребности пользователя, справочники определяются продуктом, который они описывают.

В случае с программным обеспечением справочные материалы описывают само программное обеспечение - API, классы, функции и т.д. - и то, как их использовать. Хорошо и понятно составленные справочники позволяют пользователям легко и понятно взаимодействовать с продуктом. Опять же на примере программного обеспечения. Если API какого-то сервиса имеет понятное и подробное описание, то интеграция с таким сервисом потребует гораздо меньше времени и усилий.

08:05 - 09:26 Объяснение

И последний тип документации в парадигме Diátaxis - объяснение.

Хотя всё-таки более правильно с него начинать. Но в контексте ознакомления и просто перечисления существующих типов порядок не столь важен.

Итак, объяснение - верхнеуровневая информация, которая дает общее представление о продукте в целом. С помощью документации данного типа пользователь просто проясняет свое понимание объекта документирования.

Здесь не рассматриваются действия пользователя, как в туториалах и руководствах, и не добавляется подробное техническое описание, как в справочниках. Это скорее взгляд с высоты птичьего полета. В объяснении пользователь узнает, что это за продукт, для чего он нужен и т.д. При этом в отличие от предшествующих типов, документация типа объяснение может изучаться в отрыве от самого продукта.

Основная задача - это познакомить пользователя с продуктом, не нагружая дополнительной, ненужной на конкретный момент времени, информацией.

09:27 - 10:57 Заключение

Таким образом, мы сегодня вкратце рассмотрели подход в организации технической документации Diátaxis. Этот подход действительно упрощает как разработку и организацию документации специалистам, так и ее изучение пользователям.

В то же время, Даниэле Просида отмечает, что Diátaxis не является истиной в последней инстанции. Необходимо прагматично подходить к его использованию. Нужно брать из этой концепции то, что каждый специалист по разработке технической документации считает нужным и полезным в конкретном проекте.

Спасибо, что прослушали этот выпуск от начала до конца. Если у Вас возникли вопросы, замечания или предложения, пишите мне. Заходите на мой сайт techwritex.ru. Там я периодически пишу заметки по техписьму и коммуникациям. И конечно же подписывайтесь на подкаст.

На этом у меня всё. До встречи!

С Вами был Владимир Юсупов. Подкаст технического коммуникатора Техкомпод.

Пока!