Выпуск #1. Знакомство

Опубликовано 02.02.2023

Сколько русскоязычных подкастов о технических коммуникаторах Вы слушаете? Ну, хотя бы знаете, кто такие технические коммуникаторы?

Ладно, расслабьтесь. Послушайте первый выпуск и всё сразу поймёте.

Слушайте подкаст на любимых платформах

Техкомпод на Apple Podcasts Техкомпод на Яндекс Музыке

Поделитесь подкастом с друзьями и коллегами



Расшифровка выпуска

00:00 - 00:57 Вступление

Добро пожаловать в подкаст технического коммуникатора Техкомпод!

Меня зовут Владимир Юсупов. Я - технический коммуникатор и, по совместительству, ведущий данного подкаста.

Сегодня на календаре 2 февраля 2023 года.

Выпуск номер один.

В данном выпуске я расскажу небольшую историю о себе; поведаю, о том, кто такие технические коммуникаторы; а также поясню, для чего вообще создан подкаст Техкомпод.

Сделайте выпуски подкаста интереснее для себя

Ответьте всего на три простых вопроса и уделите одну минуту вашего времени.

00:58 - 06:24 Моя история

Итак, начну со своей истории.

Так уж получилось, что более 12 лет я работаю в сфере информационных технологий. За это время довелось поработать в качестве аналитика, разработчика, консультанта, специалиста службы поддержки. Участвовал в проектах как на стороне подрядчика, так и заказчика.

И за прошедшую дюжину лет мои основные задачи были связаны с разработкой хранилищ данных и визуализацией данных.

В какой-то момент я понял, что интересных задач всё меньше и меньше и особо нового уже ничего скорее всего не предвидиться. Поэтому начал рассматривать для себя три варианта дальнейших действий:

  1. Переход в другую компанию.
  2. Вертикальное развитие (продвижение) в рамках текущей компании.
  3. Третий - горизонтальное развитие в рамках опять же текущей компании.

Первый совсем какой-то крайний случай; его решил пока просто держать в голове, про запас. Второй вариант тоже не слишком заманчивый (лично для меня); никогда не интересовался руководящими позициями. Оставался только третий вариант - расти “вширь”.

Определившись с вариантом, я задался вопросом: “Ну, хорошо, вширь. А конкретнее?”

Честно говоря, если рассматривать смежные направления, то они не отличались какой-то уникальностью и новизной задач. Поэтому поиски пути дальнейшего развития продолжились и несколько даже затянулись.

Затем, прочитав пару умных книг, решил применить теорию на практике. В общем, составил перечень всех навыков, которые, как я считал, помогали мне успешно выполнять мою работу.

Повесил лист с этим перечнем над рабочим столом и периодически перечитывал, посматривал на него. Смотрел день, второй, третий. Но чего-то там всё-таки не хватало.

И однажды, взглянув на лист с навыками, меня озарило!

Я вспомнил, что кроме основных регулярных задач была ещё пара задач, которым я вообще и никогда не придавал особого значения. Даже в тот момент, когда составлял этот самый перечень.

Что же это за задачи?

Первая задача - разработка документации, вторая - обучение пользователей.

Были ли это проекты по внедрению или сопровождение и развитие существующих ИТ-решений, все 12 лет я всегда имел дело с написанием и актуализацией технической документации.

Более того, меня регулярно привлекали к обучению пользователей (причём как, естественно, нетехнических специалистов, так и технарей).

Вспоминая своих коллег, могу уверенно сказать, мало кто любит коротать вечерок с документацией и проводить обучение пользователей.

Но мне в этом повезло. Мне нравилось.

Нравилось рассказывать другим людям простыми словами о чём-то новом пока ещё сложном для них. Нравилось разрабатывать программы обучения и различный обучающий материал.

Когда-то я учился в физико-математическом лицее, затем в техническом университете. Кстати, забавно вспоминать (и не менее забавно сейчас это осознавать; раньше я не придавал этому значения), что в физ-мат лицее моими любимыми предметами были русский и английский языки, биология, география, история и различные сочинения по любым предметам. Из технических наук в этот список можно добавить, пожалуй, только черчение… Остальные предметы я конечно же изучал. Свои четвёрки и пятёрки получал, но как-то на автомате чтоли.

В общем, хороший инженер. Нечего сказать. Технарь с большой буквы.

Долгое время я не мог однозначно отнести себя к одной из двух условных категорий - к технарям или гуманитариям.

С одной стороны, вроде бы в техническом ВУЗе учился, получил техническую профессию, с другой - любовь к гуманитарным наукам.

Мы все привыкли, что вот любишь технику, конструкторы собирать или работаешь с техникой - всё, ты - технарь. Любишь стихи сочинять, языки учить, или сочинения писать, ты - гуманитарий.

Но у меня постоянные ощущения были, что я где-то посередине. Или точнее, на пересечении этих двух сущностей - технаря и гуманитария.

Что-то вроде технического гуманитария.

Но разве такое бывает?

И тут в голове загорелась лампочка. Вот же!

Вот то направление, в котором я хочу дальше развиваться. Осталось выяснить, как всё-таки зовётся этот самый технический гуманитарий?

После поиска и изучения нужной информации оказалось, что имя ему технический коммуникатор.

06:24 - 12:03 Техническая коммуникация и технические коммуникаторы

Для начала давайте разберёмся, что вообще такое техническая коммуникация. Потому как многие по-разному понимают этот термин.

Техническая коммуникация — это любая форма коммуникации (или взаимодействия), которая помогает пользователям решить определённую задачу.

В этом месте обычно самые знающие говорят что-то вроде этого: “Аааа, всё понятно. Это про написание инструкций.”

И да, и нет.

Техническая коммуникация - это не только инструкции, спецификации или техническая документация в целом.

Попробую переформулировать ранее сказанное определение.

Техническая коммуникация - это использование различных способов общения для передачи сложной информации на доступном и понятном целевой аудитории языке.

Здесь надо отметить два важных момента:

  1. Коммуникация может быть не только письменной, но и устной, а также визуальной.
  2. Информация может быть не только технической.

А вот специалисты, которые занимаются техкоммуникацией и называются техническими коммуникаторами.

Среди русскоязычных специалистов слово технический коммуникатор используется достаточно редко. У нас почему-то технические коммуникаторы ассоциируются в основном с техническими писателями. Но это не совсем верно.

К техническим коммуникаторам можно отнести длинный перечень профессий.

Cреди них:

  • технические писатели и редакторы,
  • контент-разработчики (или контент-менеджеры),
  • UX-писатели,
  • специалисты по локализации,
  • технические иллюстраторы,
  • веб-дизайнеры,
  • разработчики программ обучения и тренеры по этим программам.

Продолжать можно долго, но всех этих специалистов объединяет одно - все они помогают пользователям решать какие-то проблемы или задачи.

Это также к слову о том, что техническая коммуникация может быть не только письменной.

Теперь, что касается информации, которая может быть не только технической. Здесь всё зависит от сферы деятельности, которая не всегда имеет отношение к технике.

Активная цифровизация экономики по всему миру конечно же способствует тому, что большая часть технических коммуникаторов задействована в сегменте информационных технологий. Тем не менее, технические коммуникаторы трудятся во многих отраслях и сферах деятельности.

Данное утверждение я решил подкрепить небольшим исследованием, основанным на результатах анализа вакансий портала Работа России. Это вроде бы проект Министерства труда. Наверное подобное исследование надо сделать и по данным hh. Но время было ограничено и из-за того, что API портала Работа России попроще, решил остановиться на нём.

Как ранее уже говорил, что понятие технический коммуникатор у нас практически не используется, поэтому остановился на одной из профессий, которые относятся к специалистам по технической коммуникации.

В общем, выборка данных выполнялась по наименованиям вакансий Технический писатель и Специалист по технической документации без ограничения по периоду. То есть все вакансии, которые доступны на портале с этими наименованиями выгрузил и далее продолжил с ними работать.

Результаты исследования следующие (Рисунок 1):

  • Больше половины всех вакансий (около 54%) представлены в сфере информационных технологий. Как и следовало ожидать.

  • На втором месте (приблизительно 28%) - это вакансии сферы производства.

  • Третье место разделили торговля, строительство, машиностроение и ЖКХ; у каждой из этих сфер около 3% вакансий.

  • И на четвёртом месте - энергетика, медицина, добывающая промышленность и банки; у каждой из этих сфер почти по 1,5% вакансий.

Статистика вакансий технических писателей портала Работа России по сферам деятельности
Рисунок 1. Статистика вакансий технических писателей портала Работа России по сферам деятельности

Было бы конечно здорово посмотреть не просто на текущее состояние рынка, а на прогноз. Хотя бы в рамках одной профессии, например, технический писатель.

К сожалению, по России и странам СНГ мне такие данные в открытом доступе не встретились.

Но всё-таки хочется взглянуть хоть глазком за горизонт. Поэтому начал искать информацию по западным странам.

Нашёл интересные сведения по рынку США. Понятно, что это где-то там далеко и не про нас. Тем не менее, эта информация позволяет проследить тенденции развития профессии.

Итак, по данным Бюро статистики труда при Министерстве труда США ожидается, что спрос на технических писателей к 2031 году вырастет в среднем на 6% по отношению к остальным профессиям (Рисунок 2). В количественном выражении к 2031 году численность технических писателей в США по прогнозу составит около 58,500 человек.

Прогнозные данные Бюро статистики труда при Министерстве труда США по техническим писателям
Рисунок 2. Прогнозные данные Бюро статистики труда при Министерстве труда США по техническим писателям

Очень рад за коллег за рубежом. Уверен, что когда-нибудь у нас подобные прогнозы тоже появятся. И такой же спрос на таких специалистов.

Будем развивать рынок и спрос на специалистов по техкоммуникации.

12:04 - 12:24 Цель подкаста

Теперь, подхожу к главному вопросу Для чего этот подкаст?

Основная цель - это создание сообщества для обмена опытом, лучшими практиками, новостями индустрии т.д.

Здесь конечно подразумевается, что формат подкаста - это не всегда будет что-то вроде театра одного актёра, как сегодня. Предполагаются форматы обсуждений, разговоров, интервью с приглашенными гостями.

Вы всегда можете предложить тему для обсуждения. Присылайте свои заметки; контакты я скажу в конце подкаста.

Понятно, что уже есть какие-то площадки для этого. Например, есть телеграм-каналы техписателей. Скорее всего есть подобные каналы и по другим профессиям технических коммуникаторов. Также проводятся специализированные конференции.

Это бесспорно отличная возможность получить практические знания, информацию о тенденциях и технологиях своей отрасли. Но всё-таки не у всех имеется возможность посетить конференции, особенно, если они только очные и порой платные. Да и онлайн то не всегда получается - работа, семья и прочие важные дела.

Формат подкаста, как мне кажется, достаточно удобен в этом плане. Можно получить нужную информацию практически без отрыва от каких-либо дел. По дороге на учебу или работу, в спортзале, на пробежке, на прогулке или даже во время работы. Да к тому же никаких денег слушателю платить не нужно. Это не означает, что не надо посещать конференции, не вступать в телеграм-каналы и т.д. Наоборот обязательно, по возможности, посещайте конференции, митапы и любые встречи с коллегами. А вот Техкомпод слушайте в дополнение.

И да, что касается моей истории.

В итоге я пошел вширь. В текущей компании разрабатываю обучающие курсы, улучшаю и развиваю техническую документацию по направлению, в котором работаю. Также в качестве независимого подрядчика оказываю помощь в разработке технической документации.

14:25 - 15:09 Заключение

Спасибо, что прослушали этот выпуск от начала до конца. Если у Вас возникли вопросы, замечания или предложения, пишите мне; я всегда всем отвечаю. Заходите на мой сайт techwritex.ru в раздел контакты.

На этом у меня всё. До встречи через две недели!

С Вами был Владимир Юсупов и подкаст технического коммуникатора Техкомпод. Пока!