Выпуск #1. Знакомство
Опубликовано 02.02.2023Сколько русскоязычных подкастов о технических коммуникаторах Вы слушаете? Ну, хотя бы знаете, кто такие технические коммуникаторы?
Ладно, расслабьтесь. Послушайте первый выпуск и всё сразу поймёте.
Слушайте подкаст на любимых платформах
Поделитесь подкастом с друзьями и коллегами
Расшифровка выпуска
00:00 - 00:57 Вступление
Добро пожаловать в подкаст технического коммуникатора Техкомпод!
Меня зовут Владимир Юсупов. Я - технический коммуникатор и, по совместительству, ведущий данного подкаста.
Сегодня на календаре 2 февраля 2023 года.
Выпуск номер один.
В данном выпуске я расскажу небольшую историю о себе; поведаю, о том, кто такие технические коммуникаторы; а также поясню, для чего вообще создан подкаст Техкомпод.
Сделайте выпуски подкаста интереснее для себя
Ответьте всего на три простых вопроса и уделите одну минуту вашего времени.
00:58 - 06:24 Моя история
Итак, начну со своей истории.
Так уж получилось, что более 12 лет я работаю в сфере информационных технологий. За это время довелось поработать в качестве аналитика, разработчика, консультанта, специалиста службы поддержки. Участвовал в проектах как на стороне подрядчика, так и заказчика.
И за прошедшую дюжину лет мои основные задачи были связаны с разработкой хранилищ данных и визуализацией данных.
В какой-то момент я понял, что интересных задач всё меньше и меньше и особо нового уже ничего скорее всего не предвидиться. Поэтому начал рассматривать для себя три варианта дальнейших действий:
- Переход в другую компанию.
- Вертикальное развитие (продвижение) в рамках текущей компании.
- Третий - горизонтальное развитие в рамках опять же текущей компании.
Первый совсем какой-то крайний случай; его решил пока просто держать в голове, про запас. Второй вариант тоже не слишком заманчивый (лично для меня); никогда не интересовался руководящими позициями. Оставался только третий вариант - расти “вширь”.
Определившись с вариантом, я задался вопросом: “Ну, хорошо, вширь. А конкретнее?”
Честно говоря, если рассматривать смежные направления, то они не отличались какой-то уникальностью и новизной задач. Поэтому поиски пути дальнейшего развития продолжились и несколько даже затянулись.
Затем, прочитав пару умных книг, решил применить теорию на практике. В общем, составил перечень всех навыков, которые, как я считал, помогали мне успешно выполнять мою работу.
Повесил лист с этим перечнем над рабочим столом и периодически перечитывал, посматривал на него. Смотрел день, второй, третий. Но чего-то там всё-таки не хватало.
И однажды, взглянув на лист с навыками, меня озарило!
Я вспомнил, что кроме основных регулярных задач была ещё пара задач, которым я вообще и никогда не придавал особого значения. Даже в тот момент, когда составлял этот самый перечень.
Что же это за задачи?
Первая задача - разработка документации, вторая - обучение пользователей.
Были ли это проекты по внедрению или сопровождение и развитие существующих ИТ-решений, все 12 лет я всегда имел дело с написанием и актуализацией технической документации.
Более того, меня регулярно привлекали к обучению пользователей (причём как, естественно, нетехнических специалистов, так и технарей).
Вспоминая своих коллег, могу уверенно сказать, мало кто любит коротать вечерок с документацией и проводить обучение пользователей.
Но мне в этом повезло. Мне нравилось.
Нравилось рассказывать другим людям простыми словами о чём-то новом пока ещё сложном для них. Нравилось разрабатывать программы обучения и различный обучающий материал.
Когда-то я учился в физико-математическом лицее, затем в техническом университете. Кстати, забавно вспоминать (и не менее забавно сейчас это осознавать; раньше я не придавал этому значения), что в физ-мат лицее моими любимыми предметами были русский и английский языки, биология, география, история и различные сочинения по любым предметам. Из технических наук в этот список можно добавить, пожалуй, только черчение… Остальные предметы я конечно же изучал. Свои четвёрки и пятёрки получал, но как-то на автомате чтоли.
В общем, хороший инженер. Нечего сказать. Технарь с большой буквы.
Долгое время я не мог однозначно отнести себя к одной из двух условных категорий - к технарям или гуманитариям.
С одной стороны, вроде бы в техническом ВУЗе учился, получил техническую профессию, с другой - любовь к гуманитарным наукам.
Мы все привыкли, что вот любишь технику, конструкторы собирать или работаешь с техникой - всё, ты - технарь. Любишь стихи сочинять, языки учить, или сочинения писать, ты - гуманитарий.
Но у меня постоянные ощущения были, что я где-то посередине. Или точнее, на пересечении этих двух сущностей - технаря и гуманитария.
Что-то вроде технического гуманитария.
Но разве такое бывает?
И тут в голове загорелась лампочка. Вот же!
Вот то направление, в котором я хочу дальше развиваться. Осталось выяснить, как всё-таки зовётся этот самый технический гуманитарий?
После поиска и изучения нужной информации оказалось, что имя ему технический коммуникатор.
06:24 - 12:03 Техническая коммуникация и технические коммуникаторы
Для начала давайте разберёмся, что вообще такое техническая коммуникация. Потому как многие по-разному понимают этот термин.
Техническая коммуникация — это любая форма коммуникации (или взаимодействия), которая помогает пользователям решить определённую задачу.
В этом месте обычно самые знающие говорят что-то вроде этого: “Аааа, всё понятно. Это про написание инструкций.”
И да, и нет.
Техническая коммуникация - это не только инструкции, спецификации или техническая документация в целом.
Попробую переформулировать ранее сказанное определение.
Техническая коммуникация - это использование различных способов общения для передачи сложной информации на доступном и понятном целевой аудитории языке.
Здесь надо отметить два важных момента:
- Коммуникация может быть не только письменной, но и устной, а также визуальной.
- Информация может быть не только технической.
А вот специалисты, которые занимаются техкоммуникацией и называются техническими коммуникаторами.
Среди русскоязычных специалистов слово технический коммуникатор используется достаточно редко. У нас почему-то технические коммуникаторы ассоциируются в основном с техническими писателями. Но это не совсем верно.
К техническим коммуникаторам можно отнести длинный перечень профессий.
Cреди них:
- технические писатели и редакторы,
- контент-разработчики (или контент-менеджеры),
- UX-писатели,
- специалисты по локализации,
- технические иллюстраторы,
- веб-дизайнеры,
- разработчики программ обучения и тренеры по этим программам.
Продолжать можно долго, но всех этих специалистов объединяет одно - все они помогают пользователям решать какие-то проблемы или задачи.
Это также к слову о том, что техническая коммуникация может быть не только письменной.
Теперь, что касается информации, которая может быть не только технической. Здесь всё зависит от сферы деятельности, которая не всегда имеет отношение к технике.
Активная цифровизация экономики по всему миру конечно же способствует тому, что большая часть технических коммуникаторов задействована в сегменте информационных технологий. Тем не менее, технические коммуникаторы трудятся во многих отраслях и сферах деятельности.
Данное утверждение я решил подкрепить небольшим исследованием, основанным на результатах анализа вакансий портала Работа России. Это вроде бы проект Министерства труда. Наверное подобное исследование надо сделать и по данным hh. Но время было ограничено и из-за того, что API портала Работа России попроще, решил остановиться на нём.
Как ранее уже говорил, что понятие технический коммуникатор у нас практически не используется, поэтому остановился на одной из профессий, которые относятся к специалистам по технической коммуникации.
В общем, выборка данных выполнялась по наименованиям вакансий Технический писатель и Специалист по технической документации без ограничения по периоду. То есть все вакансии, которые доступны на портале с этими наименованиями выгрузил и далее продолжил с ними работать.
Результаты исследования следующие (Рисунок 1):
-
Больше половины всех вакансий (около 54%) представлены в сфере информационных технологий. Как и следовало ожидать.
-
На втором месте (приблизительно 28%) - это вакансии сферы производства.
-
Третье место разделили торговля, строительство, машиностроение и ЖКХ; у каждой из этих сфер около 3% вакансий.
-
И на четвёртом месте - энергетика, медицина, добывающая промышленность и банки; у каждой из этих сфер почти по 1,5% вакансий.
Было бы конечно здорово посмотреть не просто на текущее состояние рынка, а на прогноз. Хотя бы в рамках одной профессии, например, технический писатель.
К сожалению, по России и странам СНГ мне такие данные в открытом доступе не встретились.
Но всё-таки хочется взглянуть хоть глазком за горизонт. Поэтому начал искать информацию по западным странам.
Нашёл интересные сведения по рынку США. Понятно, что это где-то там далеко и не про нас. Тем не менее, эта информация позволяет проследить тенденции развития профессии.
Итак, по данным Бюро статистики труда при Министерстве труда США ожидается, что спрос на технических писателей к 2031 году вырастет в среднем на 6% по отношению к остальным профессиям (Рисунок 2). В количественном выражении к 2031 году численность технических писателей в США по прогнозу составит около 58,500 человек.
Очень рад за коллег за рубежом. Уверен, что когда-нибудь у нас подобные прогнозы тоже появятся. И такой же спрос на таких специалистов.
Будем развивать рынок и спрос на специалистов по техкоммуникации.
12:04 - 12:24 Цель подкаста
Теперь, подхожу к главному вопросу Для чего этот подкаст?
Основная цель - это создание сообщества для обмена опытом, лучшими практиками, новостями индустрии т.д.
Здесь конечно подразумевается, что формат подкаста - это не всегда будет что-то вроде театра одного актёра, как сегодня. Предполагаются форматы обсуждений, разговоров, интервью с приглашенными гостями.
Вы всегда можете предложить тему для обсуждения. Присылайте свои заметки; контакты я скажу в конце подкаста.
Понятно, что уже есть какие-то площадки для этого. Например, есть телеграм-каналы техписателей. Скорее всего есть подобные каналы и по другим профессиям технических коммуникаторов. Также проводятся специализированные конференции.
Это бесспорно отличная возможность получить практические знания, информацию о тенденциях и технологиях своей отрасли. Но всё-таки не у всех имеется возможность посетить конференции, особенно, если они только очные и порой платные. Да и онлайн то не всегда получается - работа, семья и прочие важные дела.
Формат подкаста, как мне кажется, достаточно удобен в этом плане. Можно получить нужную информацию практически без отрыва от каких-либо дел. По дороге на учебу или работу, в спортзале, на пробежке, на прогулке или даже во время работы. Да к тому же никаких денег слушателю платить не нужно. Это не означает, что не надо посещать конференции, не вступать в телеграм-каналы и т.д. Наоборот обязательно, по возможности, посещайте конференции, митапы и любые встречи с коллегами. А вот Техкомпод слушайте в дополнение.
И да, что касается моей истории.
В итоге я пошел вширь. В текущей компании разрабатываю обучающие курсы, улучшаю и развиваю техническую документацию по направлению, в котором работаю. Также в качестве независимого подрядчика оказываю помощь в разработке технической документации.
14:25 - 15:09 Заключение
Спасибо, что прослушали этот выпуск от начала до конца. Если у Вас возникли вопросы, замечания или предложения, пишите мне; я всегда всем отвечаю. Заходите на мой сайт techwritex.ru в раздел контакты.
На этом у меня всё. До встречи через две недели!
С Вами был Владимир Юсупов и подкаст технического коммуникатора Техкомпод. Пока!